Знакомство с хорошим человеком

Однако оно широко используется и в повседневной жизни. Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в знакомство с хорошим человеком национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.

Это находит отражение в целях и задачах воспитания, в содержании и организации воспитательного процесса. В основе реализации идеи национального своеобразия воспитания лежит принцип культуросообразности, обоснованный в XIX в. Мысль о национальном своеобразии воспитания прослеживается и в работах К. Ушинского, который считал необходимым глубоко изучать национальную культуру, усиливая в школе роль родного языка, национальной литературы, истории своей страны и своего народа. В наше время учёт национальных особенностей в воспитательном процессе рассматривается как необходимое условие воспитания патриотизма, интернационализма, культуры межнациональных отношений. Научное познание и воспитательного процесса и его реализация на научной основе предполагает единство целевого, содержательного, операционно-деятельностного и оценочно-результативного  компонентов воспитания. Оценочно-результативный компонент содержит критерии и показатели результата, позволяющие объективно оценить эффективность воспитания.

По направленности на различные сферы личности выделяется умственное, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание. Умственное воспитание направлено на формирование культуры интеллектуальной деятельности, познавательных мотивов, умственных сил, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности, способности мыслить, самостоятельно делать умозаключения. Физическое воспитание способствует формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни, ценностного отношения к своему здоровью, потребности в физических занятиях и умений их организовать с пользой для своего здоровья, работоспособности, внешнего вида. Трудовое воспитание обеспечивает формирование ценностного отношения к труду как к способу самореализации личности в обществе и добыванию материальных средств, необходимых для жизни, выработка трудовых навыков, умения и желания трудиться. Направления воспитательного процесса разнообразны, они отвечают потребностям общества к подготовке новых граждан к решению актуальных проблем современного мира. В условиях глобализации, международного сотрудничества и разнообразия политических партий и движений возрастает актуальность формирования таких качеств как политического сознания, интернационализма, толерантности, патриотизма.

Толерантность — терпимость к представителям иной культуры, расы, национальности, к людям других политических, религиозных и прочих убеждений. При сравнении воспитательного процесса с учебным выделяются как общие для обоих процессов свойства, так и такие, в который проявляется специфика воспитательного процесса. К общим свойствам относятся: целенаправленность, двусторонний характер, управляемость, отражение в процессе и результате общественных ценностей, единство целей, задач, содержания, форм и методов. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении. Процесс воспитания — процесс многофакторный, комплексный, отличающийся длительностью, а также вариативностью и неопределенностью результатов. Воспитательный процесс, как и процесс обучения, имеет двусторонний характер.

Он идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Самовоспитание сопутствует воспитанию и одновременно является его результатом. Одним из основных внутренних противоречий, проявляющихся на всех этапах становления личности, выступает противоречие между возникающими у нее новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Внешние противоречия также сильно сказываются на направленности и результатах воспитательного процесса. Весьма неблагоприятно, например, влияют противоречия между школой и семьей, противодействие со стороны семьи некоторым требованиям педагогов. Она определяется тем, что формирование у человека требуемых качеств возможно лишь при определённой последовательности этапов, действий, операций, при определённом сочетании способов педагогического воздействия и взаимодействия личности с другими людьми и т.