Знакомства клина

Разведчик погоды уже вернулся, и начался разлет бортов всех эскадрилий согласно плановым таблицам полетов. Форсажный грохот взлетающих самолетов будоражил окрестности и даже на приангарной стоянке ТЭЧ хорошо чувствовалась его внушительная мощь. Я тогда исполнял обязанности начальника группы регламента двигателей. Сразу после общего построения ко мне устремился начальник ТЭЧ и знакомства клина в сторону для беседы.

Один из МиГ-25-х в процессе разгона на сверхзвуковой скорости попал в трудную ситуацию. Сначала летчик почувствовал странные толчки, затем погас форсаж правого двигателя и почти сразу после этого произошло его самовыключение. Попытка запуска успехом не увенчалась, летчик прекратил выполнение задания и, продолжая полет на одном двигателе, вернулся на аэродром. Посадку выполнил успешно, без проблем, однако, на лицо было серьезное летное происшествие. Мы, двигателисты, совместно со специалистами по АО после транспортировки самолета в ТЭЧ занялись поиском причины произошедшего. При предварительном осмотре было обнаружено, что сопло и вся форсажная камера в пределах видимости ее элементов влажная от топлива.

Это значит, что выключение форсажа и останов двигателя вероятно произошли внезапно из-за погасания пламени в ФКС и ОКС, а  топливо еще некоторое время продолжало поступать и распыляться форсунками, пока РУД не был поставлен на Стоп. Буквально сразу после начала проверок был выявлен отказ системы управления правым воздухозаборником. Достаточно пространное описание обстоятельств, сопутствовавших летному происшествию, потребовалось потому, что причина его непосредственно относится к теме сегодняшней статьи. Само название, однако, никаких намеков на этот счет не дает. Кстати, не только ЛА, но и, например, различных, в особенности достаточно скоростных, автомобилей. Цели забора воздуха могут быть различными.

В основном, их можно поделить на две существенным образом отличающиеся друг от друга группы. В этом случае обдуву с целью охлаждения могут подвергаться ребра охлаждения, специальные радиаторы, как воздушные, так и жидкостные, либо просто детали и корпуса агрегатов. На каждом летательном аппарате таких конструкционных узлов достаточно. И, в общем-то, ничего особенно сложного они из себя не представляют.